Формы говорения

Попугаи воспринимает информацию визуально и аудиально. Когда вы решите обучить вашего попугайчика человеческой речи, то вам следует опираться в большей степени именно на эти каналы. Занятия с птицей следует проводить не только в форме постоянных повторений для формирования имитаций, но и с целью идентификации окружающих предметов, поскольку при этом образуются первые ступеньки абстрагирования. Попугай идентифицирует, т. е. называет орешком не только тот орех, который ему показали, но и любой орех, который будет отличаться от первого по форме, размеру и т. д.

Обучение разговору имеет несколько стадий:

  • предмет — словесное определение;
  • ситуация — необходимое при этом акустико-словесное или двигательное поведение;
  • диалог — правильная реакция на вопрос;
  • умение отвечать на вопросы и, соответственно, задавать их.

Имитация попугаем человеческого разговора — это очень сложный, многоступенчатый процесс, подразделяемый на несколько стадий. Самая простейшая форма «говорения» — простое копирование слов и фраз, никак не связанных с ситуацией и предметом.

Занятия с птицей по обучению такому «разговору» строятся на простом постоянном повторении лексических единиц. Самые способные попугайчики могут даже самостоятельно запоминать некоторые элементы речи. В результате птичка воспроизводит то, что она выучила, независимо от каких-то внешних факторов, а просто из соображений её собственного настроения и внутреннего состояния.

Попугайчика можно подвигнуть на разговор, используя внешние ключевые раздражители. Птица, как полагают орнитологи, усваивает «разговор» в процессе общения с хозяином, но воспринимает его как вариант песни.

Большинство пернатых говорунов запоминают эту форму имитации человеческой речи, хотя некоторые владельцы стараются сформировать у своих учеников определённые ассоциативные связи наряду с бесситуативным воспроизведением. Зачастую это происходит неожиданно. Это уже другая форма разговора, связанная с ситуативным воспроизведением части вызубренного лексического материала. Только ассоциации в этом случае совсем не прочные, слова произносятся беспорядочно, не всегда связаны с соответствующей ситуацией, отсутствуют и связи между предметом и его номинацией. Эта слишком упрощённая форма усвоения приемлема для волнистых попугайчиков.
Другой формой запоминания имитации человеческой речи можно назвать ассоциативную форму. Этот «разговор» предусматривает прочные ассоциативные связи, возможность вести беседу с человеком, формирование самых простых понятий, категоризацию и абстрагирование; Эта форма как принцип обучения и воспроизведения человеческой речи представляет самый большой научный интерес.

При обучении попугая воспроизведению человеческой речи общение между птичкой и её хозяином происходит на основе человеческой речи, а не птичьей сигнализации. Такая форма диалога с попугаем рассчитана на наиболее эффективное влияние на его поведение. Решающим стимулом в этом случае выступает слово.

Главным условием для всех форм обучения человеческой речи становится наличие непременного эмоционального контакта с попугайчиком, его искренняя привязанность к своему владельцу и отсутствие в момент обучения контакта с другими птицами.

Если исходить из акустико-фонетических соображений, то можно насчитать несколько уровней воспроизведения имитаций по качеству произношения. Первоначальная стадия воспроизведения речевых элементов отличается наличием первых попыток попугайчика подражать человеческой речи.

Это начальные движения в установлении акустического контакта с человеком. Произношение здесь нечёткое. Только владелец птицы может разобрать воспроизведённое ею слово, да и то с великим трудом. Например, волнистые попугайчики на этой начальной ступени пробуют воспроизвести общую картину болтовни, человеческого разговора, из которого невозможно вычленить нормальные словообразования. Это воспринимается приблизительно так же, как беседа людей на расстоянии, можно понять только, что это человеческая речь, но слова разобрать трудно.

При дальнейших занятиях попугай-имитатор попадает на следующий уровень фонетического восприятия с гораздо более отчётливым произношением. Здесь уже абсолютно посторонние слушатели смогут разобрать слова птички.